Материалы

       Пять лет назад я начал свое выступление с анекдота, который повторю сегодня. Бежит лисичка по лесу, видит ворону с очередным куском сыра, думает – чтобы такое спросить, чтобы она его в этот раз выронила. «Ворона, а, ворона, а ты на выборы ходила?». «Нет» - каркнула ворона, сыр выпал, с ним была плутовка такова. Ворона сидит и думает: сказала бы я «да», что бы изменилось?

       Что изменилось за последние пять лет?

       Социально-политическая роль театра продолжает снижаться и в обозримом будущем тенденция не изменится.

       Сегодня никто не полетит в Москву в театр на Таганке, чтобы услышать слова Воланда на балу у Сатаны «Пофантазируйте» в исполнении Вениамина Смехова. Никто не будет сутки стоять в очереди за билетами в БДТ, где молодой Юрский, читая монолог Чацкого, бросит в зал «Когда одни из нас, из молодых». И постановку «Женитьбы Фигаро» никто не будет причислять к причинам Великой Французской Революции.

       Сегодня мы живем по стихотворению Бориса Слуцкого: «Устал тот ветер, что листал страницы мировой истории, как будто перерыв настал, словно антракт в консерватории. Симфоний нет, мелодий нет, все устремляются в буфет». Время такое буфетное… 70 лет в буфет не пускали, вот люди и проголодались за материальными, а не духовными ценностями. Все хотят быть честными и порядочными, но меньше, чем богатыми.

       Зато резко возросла психотерапевтическая роль театра, роль врачевателя души. В каждом театре есть зрители, которые приходят на одну и ту же постановку 5-10 раз. Чем еще, как не психотерапией театр, можно объяснить это? Что еще, как не психотерапия театра, послужила поводом для Сталина 16 раз прийти на спектакль «Дни Турбиных» в 26-27 годах? Примерно в это же время генсек был пациентом профессора Бехтерева, поставившего ему не спектакль, а диагноз – паранойя. Сейчас я по договоренности с МХТом пишу пьесу на эту тему, если получится, почитаете …

       Мне кажется, что главная задача современного театра не удивить, у цирка это получается намного лучше,а растрогать, докричаться , а еще лучше дошептаться до того доброго, что есть в сердце каждого зрителя. Растрогать можно не только слезами и смехом, но и правдой, потому что зритель воспринимает то, что ему показывают честно.

       Театру, как и каждому из нас, не хватает двух вещей: денег и внимания. Ждать спасителя, который даст и первое, и второе в лице Ахметова, Фирташа или Петрова с Сидоровым не приходиться, потому, когда ждут мессию, приходит урядник, что мы с вами регулярно наблюдаем.

       Что делать? Как советует Жванецкий – для начала повышать процент попадания в урну, плевательницу и унитаз, потом одним лучше писать, другим чаще читать и лучше ставить, третьим роль учить не ногами, а головой.

       И всем вместе объяснять властям всех рангов, что чем больше зрителей в зале, тем меньше заключенных в тюрьмах. Может тогда появятся в нашей стране: Национальный театральный фестиваль, Национальная театральная премия, Национальный драматургический конкурс и многое другое…

       Хотя футбол, где 22 миллионера гоняют по полю один мяч, более волнующее зрелище, после которого иногда переворачивают машины и бъют витрины, театр старше футбола на пару тысяч зим, и уже по выслуге лет заслужил все перечисленное выше и многое другое, чего так не хватает зрителям, актерам, режиссерам, словом, всем нам.

А.Мардань

10/12/2012г