Александр Евгеньевич Мардань в представлении не нуждается Эпитеты тоже излишни. В театрах более чем 50 городов, в 12 странах мира идут его пьесы. В родной Украине стал Лауреатом премии имени Н.В.Гоголя. Наиболее востребованный драматург на Украине. Об особенностях драматургии Марданя, в начале XXI века, как свежий ветер, ворвавшегося на театральные подмостки от Одессы до самых до окраин, литераторы и деятели театра сказали и написали немало. Зрители тоже неравнодушно воспринимают пьесы неординарного драматурга из жемчужины у моря.
Наиболее продвинутые любители театра в своих суждениях о драматургии Марданя нередко упоминают Чехова. Мол, у обоих авторов персонажи раскрывают свою суть в диалогах. Нет, так называемых, положительных и отрицательных героев, обыкновенные люди, как все мы грешные. Никто со сцены «в лоб» не поучает, не назидает. А уходишь со спектаклей обоих авторов с растревоженным сердцем, вопросами к себе: Правильно ли живёшь? Оба автора–реалисты. Налицо социальная и общественная проблематика пьес. В творчестве обоих - воедино слились смешное и грустное, не сразу поймёшь, где комедия, а где трагедия. У каждого персонажа – своя скрытая драма. Просты и жизненны сюжеты. Пьесы Марданя впору публиковать в газетах под традиционными рубриками: - «Жизнь, как она есть», «О, времена, о, нравы...» - настолько узнаваемы персонажи и события в его творчестве.
Подмечают внимательные театралы и некоторые существенные различия нашего современника с великим драматургом. Мол, у Чехова персонажи красноречивы, но бездеятельны. У Марданя – тоже разговорчивы, но деятельны, динамичны. Реализм Чехова замечателен психологизмом, утончённостью, а Мардань хоть и мастер закручивать сюжет, эрудирован, афористичен, остроумен, знает бытовую сторону жизни, народные приметы, обычаи, как свои пять пальцев, но не всегда анекдоты, каламбуры в его пьесах остроумны. Бывают, и не первой свежести, а иногда и вовсе – с пошлинкой. Знатоки творчества Антона Павловича возражают въедливым критикам Александра Евгеньевича: – «Чехов не представлял современной драмы без изображения повседневной действительности с её житейской пошлостью...» (ПСС А.П.Чехова. Изд. «Наука» 1978 г.т.13, стр 339). Выходит и в этом аспекте драматург из Одессы плывёт в литературном фарватере классика. Спору нет - Мардань поклонник Чехова. Словно в подтверждение тому, в первой своей пьесе использует фамилию чеховского персонажа – («Лист ожиданий». Вера Тригорина). Но Мардань не бездумный подражатель, не эпигон.
Преуспевающий драматург нашего кромешного сегодня в писательских устремлениях идёт «своим путём». Обнимает, и не без успеха, большой отрезок жизни своих персонажей в некогда великой героической и многострадальной стране и период после её трагического распада. Рассказывает об этом литературно и, вместе с тем, с фотографической точностью, феноменальной наблюдательностью. Играючи справляется с большим объёмом многослойного исследуемого материала. Уже в первой своей пьесе «Лист ожиданий» А. Е. Мардань заявил о себе, как пристальный и пристрастный летописец - хроникёр своего времени и живущего в нём социума. Живописует жизнь своих персонажей с 1975 года прошлого столетия по 2005.
В отличии от пушкинского - «Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит», - «зеркало» драматургии Марданя современному социуму совсем не льстит. Но и не злобствует в его адрес. Просто рассказывает весело, даже озорно, остроумно, с иронией и, вместе с тем, с неброской грустью. Название «Лист ожиданий» метафорично. Пока двое любящих людей, ссылаясь на разные причины, откладывали решение проблемы обоюдного счастья, много лет урывая от целого частицы, шли на сделку с совестью, оное растворилось в ожидании.
Невольно возникает параллель. Многие десятилетия целая страна по имени СССР пребывала на «листе ожидания» эфемерного светлого будущего – коммунизма. И даже рада была «обманываться». Хотя было очевидно, что советский лайнер в желанный коммунизм не взлетит никогда. Жизнь подтвердила истину - «объявить коммунизм можно, построить – нельзя». Примет, точно изобличающих, наличие абсурда, заложенного в самой государственной системе советского прошлого, зоркий, памятливый драматург подсмотрел столько, что их с лихвой хватит на ещё одну «Человеческую комедию».
Нынешнему молодому сообществу, грядущим поколениям, полезно и интересно знать, как действительно в героические советские времена, власть предержащие во имя эфемерного «светлого будущего» прививали, как норму жизни, жителям большой страны аскетическое существование. Простейшие вещи, вплоть до туалетной бумаги, жителям могучей и многострадальной страны Советов приходилось «доставать» (самое ходовое слово минувших социалистических лет) с величайшими усилиями. Как путёвку в приличный санаторий, «спец. паёк», квартиру вне очереди и т.д. могли получить, (не купить, а именно получить!) только персоны, «прикреплённые» к всемогущему «Четвёртому управлению» ЦК КПСС - держателю и распорядителю «счастья по-советски». Остальным, «винтикам» огромного советского механизма, то бишь, населению, было великодушно даровано право самоотверженно трудиться во имя «коммунистического завтра» и безропотно переживать «трудности роста». Черты социалистического «рая» - «счастье – с ложью пополам» - Мардань не навязчиво, но весьма впечатляюще, отобразил в пьесе «Лист ожиданий» с правдивостью неравнодушного к прошлому и настоящему своей большой Родины гражданина.
На свой страх и риск, спекулируя мнимой причастностью к «высокому» партийному монстру, пресловутому «четвёртому управлению» и иже с ним, авантюрный, обаятельный пройдоха, «камышовый» моряк Константин из пьесы «Лист ожиданий», приобретает подарки для любимой: красивую ночную рубашку(?!), нарядное платье, благоустроенный номер в гостинице и прочие «радости жизни». И всё это в стране «победившего социализма», на знамени которого многие десятилетия было начертано: «Всё для человека. Всё во благо человека!». Абсурд, узаконенный, в рамках системы одной отдельно взятой страны. Автор «Листа ...» хорошо знает то, о чём пишет.
Абсурд, как реальность, наличествует почти в каждой пьесе Марданя. Если критики в своё время упрекали Чехова за житейски немотивированные поступки персонажей, то абсурд в пьесах Марданя вполне мотивирован. Истоки его заложены в драматургических коллизиях, характерах действующих лиц и в реальной жизни.. В пьесе «Очередь» («Уравнение с одним неизвестным»), жанр, которой сам автор определяет, как «трагедию положений». Время действия – пост советский период, начало дикого капитализма. Мясник Толик из соседнего магазина, приторговывает ворованным ливером. Его постоянные покупатели – сотрудники и пациенты ближайшей районной поликлиники. Её здание продано, но « дело» - подпольный бизнес т.е., ещё живёт. Толик - един в трёх лицах: - Мясник, торгующий «органами» животных - печенью, сердцем, почками; «Врач – целитель» Анатолий Михайлович; Он же - незадачливый любовник, попавший в форс мажорную ситуацию. Любовница в пылу страсти нечаянно защелкнула обыкновенные милицейские наручники на запястье своего мачо – Толика. А наручники почему-то оказались пристегнутыми к спинке кровати. Вот такая трагедия. Но только ли - положений?
Допустим, ситуацию с наручниками автор в целях накала сюжетной интриги, сфантазировал. Хотя могло быть и такое. Газетная рубрика «Нарочно не придумаешь» тому свидетельство. Но в «Очереди» явствует и абсурд реальный, узнаваемый, привнесённый в пьесу из жизни. На приём к «целителю» Анатолию Михайловичу т.е. к Мяснику, т.е. к Толику, «запавшему на наручники», стоят весьма влиятельные в обществе представители авторитетных его срезов: Налоговый инспектор, Бизнесмен, Правоохранитель, продвинутая Дама и её Муж, Журналистка, Судья, Профессор, Артист, то есть те, кого принято называть «сливками общества». В ожидании «целителя» «сливки», в беседах друг с другом проявляют свою истинную суть. Пользуясь служебным положением, не упускают возможности тут же, не отходя от «кабинета целителя», решить личные проблемы и пополнить свой карман. Нормальный человек, прочитавший «Очередь», или посмотревший спектакль, возможно назовёт саму коллизию пьесы нелепой. Мол, очевидно, что вожделенный Анатолий Михайлович - банальный шарлатан. В пьесе много примет характеризующих обманчивость имиджа, которым прикрывается «целитель». Короче, абсурд - налицо.
Но нелепость, бессмыслица, как литературный приём, в данном конкретном случае зиждется на нелицеприятных и неопровержимых фактах из реальной действительности. Абсурд – привычная составная нашего бытия. Иначе, как объяснить массовый психоз, в который вверг тысячи и тысячи людей шарлатан вселенского масштаба по фамилии Грабовой, заявивший о себе, как о мессии, способном оживлять мёртвых(!?) Никого не оживил. Никого не исцелил. Но тысячи людей обобрал! И что интересно! Часть обворованной «мессией» толпы, что называется, грудью встала на защиту новоявленного «спасителя» (?!) Как объяснить, что полчища мнимых «экстрасенсов», «магов», «прорицателей», «целителей» и иже с ними в ХХI-м веке высоких технологий и электроники открыто, в наглую дурачат людей, наживаются на их бедах и хворях? Как понять, что СМИ, по долгу и по совести призванные сеять разумное, доброе, вечное, на деле сплошь и рядом мистифицируют сограждан, рекламируя вороватых ловкачей, разврат, пошлость, «счастливый случай» и т.д.?! Пьесы Марданя своего рода - «маленькие картинки для выяснения больших вопросов».
Драматург, подобно радару, чутко улавливает тенденции, обозначившиеся в обществе, и оперативно трансформирует их в литературу. Продвинутый юноша Олик из пьесы «Американская рулетка» вместо того, чтобы искать работу ищет... «золото Аляски». Авторская мотивация вероятна. Олик изучает историю. Но тут в ткань пьесы вплетается безудержная фантазия драматурга. Доморощенный историк, якобы нашёл в архиве письмо, в котором некий «посланец» из далёкого прошлого сообщает, что он вёз деньги, собранные противниками продажи Аляски Америке. Для того, чтобы высокие чины в России не продали Аляску, им надо дать взятку. ( наша больная мозоль издревле! – Авт.) В письме, якобы указывается адрес, где «останавливался» в те далёкие времена заокеанский патриот России с деньгами. И... О, чудо! Адрес, указанный в письме из прошлого, «совпал» (!?) с адресом дома и квартиры, где проживаёт неутомимый нынешний кладоискатель со своими родителями и бабушкой. «Подтверждение» гипотезы целеустремлённого юноши – пуля, найденная им за плинтусом с помощью метало искателя.
По домыслам энергичного искателя сокровищ, посланец из глубины веков в критический момент застрелился, назло врагам. Но тайны не выдал...Короче, и бабушка внука - историка вооружилась метало искателем, чтобы «найти и перепрятать» халяву. Абсурд, придуманный автором, - очевиден. Но только сам эпизод с письмом «посланца» и «совпадением» адресов. В остальном – всё, как в жизни! Тенденция искать эфемерные клады, сокровища, «выиграть миллион» и иже с ним в нашем суетном, обуреваемом страстью лёгкого и мгновенного обогащения обществе, набирает силу, ширится. Не заработать миллион, трудясь в поте лица, а быстренько выиграть его! Играть в казино, в игровых автоматах, участвовать в разного рода джек–потах, программах вроде «Детектора лжи» и т.д. рвутся многие, даже бабушки и дедушки! Игроки, не задумываясь, обнажают перед всем миром нелицеприятные, постыдные, подчас ну о-очень интимные, подробности своей весьма заурядной жизни, натуры, только бы выиграть халявный «миллион»! Что-то с совестливостью у нас стало...А уж тема взяток вообще не сходит с повестки дня нашей жизни. Так что абсурд, как реальность, имеет место быть.
В одном из интервью А.Е.Мардань поведал, что главным конфликтом он считает «конфликт человека с самим собой» Этот конфликт спрятан в его пьесе «Ночь с В.В.» глубже чем эфемерное «золото Аляски» в квартире незадачливого кладоискателя. И рассказывает о нём драматург не с добродушной иронической усмешкой, как в выше названной пьесе, а со щемящей сердечной болью. В пьесе «Ночь с В.В.» бытоописатель уступает палитру тонкому психологу – лирику, сопереживающему своей героине. Женщина давно осознала, что живёт «над пропастью, во лжи». Из богатого супружеского дома ушла любовь. Душевная пропасть между супругами углубляется с каждым днём, «остыло всё, как суп...». Жизнь превратилась в кошмар со всеми удобствами Женщина хочет поправить статус-кво, напомнить мужу о себе, как личности. Затеянная Женщиной игра в любовь в праздник Святого Валентина, ещё более обнажила и заострила застаревший конфликт.
Остро почувствовать трагедию двух людей читателю и зрителю помогает автор, виртуозно вплетая в реалистическую ткань пьесы чудесную нить фантазии. В ночь Святого Валентина автор «приводит» в холодный бездушный дом с флюгером Гостя. Пересказывать коллизию пьесы - занятие бесполезное, «Ночь с В.В.», как, впрочем, и другие пьесы Марданя надобно читать. А ещё лучше, внимательно прочитав, увидеть.
Эпизод с появлением Гостя в ночь Святого Валентина - сладкий сон Женщины. Написан акварелью, размытыми красками. И вместе с тем убедительно, с жизненными подробностями, психологически мотивировано. Не сразу и поймёшь сон это или явь? Кто он, ночной пришелец из ниоткуда? Пригрезившийся Женщине мальчик из её далекого отрочества, который донашивал дедушкины свитера, не боялся высоты, но боялся подойти к девочке, из «не своего круга», которую беззаветно любил? Или ночной любитель приключений? А может быть всё же явившийся по вызову стриптизёр? Да и был ли мальчик? Нелепица? Но как, кстати, изящно вмонтирована в пьесу! Могло бы быть и то, и другое, и третье...
На прошедшем в октябре 2010 года в г. Николаеве IV Театральном фестивале международного черноморского клуба «HOMO LUDENS» ( «Человек играющий») один из театров Украины показал спектакль «Ночь святого Валентина» по пьесе Александра Марданя «Ночь с В.В.». Режиссёр – постановщик, видимо, счёл мало значащими некоторые детали и нюансы пьесы. Пренебрёг важными авторскими ремарками И вместо драмы личности, конфликта человека с самим собой, получилась заурядная сценическая ситуация, близкая к серии на тему «вернулся муж из командировки...». Драматургия «весёлого трагика» при всей внешней непритязательности, лёгкости содержит добрую толику грусти, рассчитана на серьёзное, вдумчивое, уважительное прочтение.
Вопросы «был или не был?» - возникают у зрителей и читателей и при просмотре некоторых других спектаклей по пьесам Марданя. Виктор из пьесы «Последний герой» ( на мой взгляд, наиболее реалистической из всех произведений автора) – «вечный предприниматель», «умеет строить только планы, подавать вместо пальто – надежды» - за свою двухкомнатную «хрущёвку» в аварийном доме, предназначенном на слом, хочет получить сумму по максимуму. Торгуется, что называется, не на жизнь, а насмерть, с фирмой, воздвигающей на территории изживших себя «хрущоб», современный высотный комплекс. Торг Виктора понятен миллионам соотечественников, трудившихся в поте лица, во имя «светлого будущего», живших десятилетиями и в тесноте, и в обиде. Не упустить свой шанс, чтобы потом «пожить, как люди»! - исходная точка сопротивления неумолимого героя .
Все жильцы, в т.ч. и жена Виктора, согласились с обстоятельствами, взяли за свои, предназначенные на слом квадратные метры, сумму, которую выдала фирма и выехали из дома – призрака. А несгибаемый борец за справедливость и свои права, оставшись без водопроводного и теплоснабжения, электричества, единственный в многоквартирном полуразрушенном доме, не отступил. В буквальном смысле до последней минуты. Когда рабочие – строители из вышеназванной пьесы взломали двери квартиры – бастиона, не сдавшегося рыцаря квадратных метров без страха и упрёка, героя они там не нашли. «Но он же тут был. Мы же слышали, как он по телефону разговаривал», - недоумевали «строители», войдя в пустую, полуразрушенную квартиру.
Куда делся Виктор? С отчаяния выпрыгнул из окна? Взял, наконец, деньги и ушёл по тихому? А может его там вообще не было? – вместе со «строителями» спрашиваем и мы, зрители, читатели.
Эти же вопросы, только по другому случаю и адресу, задают себе и друг другу не квалифицированные «ночные бабочки» Валентина и Катя из пьесы «Дочки – матери».У каждой из них своя жизненная драма, вынудившая зарабатывать на хлеб насущный второй древнейшей профессией. Но куда делся их подвыпивший клиент, которого неумелая Катя по неосторожности едва не придушила в постели? Ушёл вовремя от греха подальше? «Это мы, женщины, мечтаем о любви до гроба, а мужики – до утра», - рассуждают царицы ночи по случаю таинственного исчезновения клиента? Или его вовсе не было?
Вот и Маляр из Назрани, – пожалуй, единственный безукоризненно положительный персонаж из пьесы «Очередь», как-то таинственно исчезает из поля зрения . Автор пьесы в ремарке – послесловии к пьесе наставляет режиссёров: - « Если после окончания спектакля в зале будут аплодисменты, исполнитель роли Маляра на поклоны не выходит». «Уравнение с одним неизвестным». Почему? Куда делся Маляр? Есть над чем подумать...Абсурд в драматургии А.Е.Марданя мотивирован, обостряет интригу, придаёт конфликту, сюжету детективную занимательность и реальную узнаваемость. Используя приём «исчезновения» некоторых персонажей, автор словно приобщает читателей и зрителей к сотворчеству, предлагает самим домыслить, дописать свою версию, историю, судьбу таинственно исчезнувшего действующего лица.
Пьесы А.Е.Марданя – своего рода - контактные линзы. Помогают читателю, зрителю лучше разглядеть себя, своё время, место среди людей в нашем суетном, неоднозначном, непредсказуемом бытии. Задуматься над извечным вопросом на что уходит жизнь – единственный подарок, который Господь не дарит человеку дважды? Но это при условии вдумчивого, бережного прочтения произведений «весёлого трагика», внимательного отношения к деталям, нюансам, авторским ремаркам. За внешней игривой занимательностью, весёлостью, динамичностью диалогов, изобилующих анекдотами, каламбурами, остротами, пикантному подтексту и т.д. есть опасность упустить, проглядеть главную, весьма серьёзную тему драматургии Марданя – тему внутреннего мира человека.
Агнесса Виноградова
Журнал «Радуга» №4 2011г